Карта сайта
15 мая 2012, 09:04

Гордеев: Необходимо снижать неэффективные расходы и создавать «Умный бюджет»

Правительство Воронежской области определило приоритеты развития региона на среднесрочный период

 

На заседании правительства области под председательством губернатора, члена Бюро Высшего совета Партии «Единая Россия» Алексея Гордеева были заслушаны отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2011 год, а также одобрен проект закона Воронежской области «О Программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы». В заседании приняли участие председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников, главный федеральный инспектор в Воронежской области Александр Солодов, член Совета Федерации ФС РФ Геннадий Макин, депутаты областной Думы.
 
В регионе появится «Электронный бюджет»
 
С докладом об исполнении областного бюджета за 2011 год выступила руководитель департамента финансово-бюджетной политики области Надежда Сафонова. Она проинформировала собравшихся, что доходы областного бюджета в 2011 году составили более 58 млрд.547 млн. рублей, что на 7,8% больше уровня 2010 года. Она отметила, что минувший год характеризуется положительной динамикой основных экономических показателей, что в конечном итоге и позволило обеспечить рост объемов областного бюджета.
 
Что же касается расходов, то, по свидетельству руководителя департамента финансово-бюджетной политики области, они увеличились на 2,5 млрд. рублей, и исполнены в сумме 58 млрд. 577 млн. рублей. Дефицит областного бюджета составил 30 млн. рублей, что соответствует предельным параметрам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Надежда Сафонова особо подчеркнула, что при исполнении расходной части областного бюджета был сохранен акцент на безусловное выполнение публичных расходных обязательств, обеспечение текущего содержания учреждений бюджетной сферы. В целомсоциально значимые и первоочередные расходы составили 68,5% расходной части областного бюджета, тем самым полностью подтверждена его социальная направленность.
 
Надежда Сафонова также подробно проанализировала пути повышения эффективности использования бюджетных средств и возможного сокращения неэффективных расходов. Среди них – усиление работы по легализации заработной платы, в частности, по доведению ее в малом и среднем бизнесе до среднеобластного уровня по экономике. Кроме того, это и доведение доли расходов областного бюджета, формируемых в рамках ведомственных и областных целевых программ, до 70% от общего объема расходов бюджета. Что же касается неэффективного расходования бюджетных средств, то их, по мнению Надежды Сафоновой, вполне возможно до конца текущего года сократить на 20-30%. Также отмечалось, что требуется более рационально использовать энергетические ресурсы, провести инвентаризацию имущества муниципальных учреждений здравоохранения и подготовить их к передаче в областную собственность. Одна из серьезных задач, которую предстоит решать органам исполнительной власти области, – реализация текущего плана мероприятий Министерства финансов Российской Федерации по созданию информационной системы «Электронный бюджет». Надежда Сафонова доложила губернатору, что в настоящее время Воронежская область по внедрению этой системы входит в число десяти наиболее активных регионов страны.
 
Докладчик также отметила, что отчет об исполнении консолидированного бюджета Воронежской области за 2011 год, с выделением параметров по областному бюджету, принят без замечаний в Федеральном казначействе России и Министерстве финансов Российской Федерации.
 
В свою очередь председатель комитета Воронежской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, член фракции партии «Единая Россия» Александр Вериковский отметил постоянное улучшение качества бюджетного процесса в регионе.
 
В завершение обсуждения Алексей Гордеев обратил особое внимание на снижение уровня неэффективных расходов.
 
«Еще раз прошу, чтобы руководители департаментов образования, здравоохранения, соцзащиты максимально вписались в текущем году в нормативы, которые доведены с федерального уровня. Жизнь показала, что можно это достигать не лобовым способом, уменьшая число школ, закрывая заведения или сокращая штаты. От неэффективных расходов можно отказаться и иным способом. Подумайте, как сделать «умный бюджет». Такие способы мы не раз обсуждали и убеждались, что в некоторых районах это получается», – отметил глава региона.
 
В качестве положительного примера он назвал Елань-Коленовскую школу Новохоперского района. В ходе рабочей поездки в район губернатору сообщили, что средняя зарплата учителя здесь 27 тысяч рублей.
 
«И это притом, что в области в текущем году планку поставили выйти по зарплате в среднем на 17,5-18 тысяч рублей. А в конкретной сельской школе давно реализовали задачу. Значит, надо просто заниматься решением проблемы», – заметил Алексей Гордеев.
Участники заседания одобрили проект закона Воронежской области «Об исполнении областного бюджета за 2011 год». Принято решение до 1 июня текущего года направить годовой отчет об исполнении областного бюджета и упомянутый проект закона в установленном порядке в Воронежскую областную Думу.
 
Также на заседании правительства директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области Дмитрий Автономов представил основные параметры исполнения бюджета фонда в 2011 году. Он доложил губернатору, что доходная часть бюджета ТФОМС фактически исполнена на 104,3% и составила более 10 млрд. 293 млн. рублей, с ростом к уровню предыдущего года на 54,3%. Столь существенное увеличение к предыдущему году обусловлено началом реализации в 2011 году региональной программы «Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011-2012 годы». Субсидии из Федерального фонда на ее осуществление превысили 2 млрд. 624 млн. рублей. Дмитрий Автономов также особо отметил, что область в минувшем году получила из Федерального фонда более 107 млн. рублей дополнительных средства на выполнение программ обязательного медицинского страхования. Они были представлены в качестве стимулирующей выплаты по итогам 2010 года – как субъекту, вошедшему в семерку российских регионов, обеспечивших не менее 80% выполнения комплексной оценки эффективности реализации территориальной программы ОМС.
 
По информации докладчика, расходы бюджета ТФОМС в 2011 году превысили 10 млрд. 91 млн. рублей. Основную долю – 69% – в расходах фонда занимает финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования. Средства также расходовались на выполнение мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения. За счет этих средств осуществлялось укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной помощи, внедрялись современные информационные системы в здравоохранение.
 
Свое мнение по обсуждаемому вопросу также высказал председатель Комитета Воронежской областной Думы по охране здоровья, член фракции «Единой России» Иван Мошуров. В качестве положительного факта он отметил, что в учреждениях здравоохранения региона повышается заработная плата врачей и медсестер, увеличились расходы на оснащение, медикаменты и питание.
 
Одобрив проект закона Воронежской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2011 год», участники заседания приняли решение направить этот документ и годовой отчет фонда на рассмотрение депутатам областной Думы.
 
Качественные изменения в экономике региона и жизни населения
 
Проект Программы социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы участникам заседания представил руководитель департамента экономического развития области Анатолий Букреев. Прежде чем перейти к основным параметрам программы, он напомнил, что Указом Президента России от 7 мая 2012 года дано поручение – принять в 2012 году закон о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики. В связи с этим департаментом экономического развития разработаны элементы системы стратегического планирования региона. Программа социально-экономического развития Воронежской области является одним из элементов данной системы. Анатолий Букреев отметил, что необходимость разработки новой Программы была обусловлена принятием Стратегии социально-экономического развития области на период до 2020 года. Важность представленного документа, прежде всего, в том, что он определяет приоритеты развития отраслей и сфер на среднесрочный период.
Координацию работы по разработке новой Программы осуществляла межведомственная рабочая группа, созданная по распоряжению губернатора Алексея Гордеева. В ее состав вошли ведущие ученые, депутаты Облдумы, руководители общественных организаций.
 
В Программе, в частности, определены основные направления работы по повышению в регионе уровня и качества жизни населения области. В том числе программы, направленные на снижение уровня безработицы и формирование сбалансированного рынка труда, рост благосостояния и обеспечение социальной стабильности общества, обеспечение доступности жилья, развитие коммунальной инфраструктуры, повышение качества жилищно-коммунальных услуг; реализация проектов в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и физической культуры. Программа также нацелена на качественные изменения в экономике. В области взят курс на рост объемов продукции животноводства, на инновационное развитие промышленного сектора экономики, преодоление разрыва в обеспеченности связью между городом и селом, расширение региональной сети банковских учреждений и создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности. Предполагается также, что формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе будет способствовать дальнейшее развитие в регионе индустриальных зон.
 
Докладчик также отметил, что в новую Программу включены восемь новых разделов, аналогов которым нет в действующем документе.Отличительной особенностью документа является включение отдельным приложением Целевых показателей реализации Программы. Причем впервые по каждому из 135 целевых показателей определены промежуточные результаты по годам и ответственные за их достижение, что позволит осуществлять контроль и оценку эффективности выполнения Программы в течение всех пяти лет ее реализации.
 
Анатолий Букреев, в частности, привел предусмотренные Программой некоторые количественные параметры, характеризующие уровень и качество жизни населения, повышение эффективности экономики, государственного и муниципального управления. Так, планируется, что в сфере повышения уровня и качества жизни населения соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму за период реализации Программы увеличится с 2,5 до 3 раз, а обеспеченность населения жильем возрастет с 26,1 кв. метров на человека в 2011 году до 29,3 кв. метров в 2016 году. В сфере повышения эффективности экономики доля инновационной продукции в общем объеме, отгруженной инновационно-активными предприятиями, составит 25,3% (в 2010 году – 17,7%), а объем кредитов нефинансовым предприятиям и организациям вырастет практически в 2 раза и составит 330 млрд. рублей.
 
В Программу включены 72 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 223,9 млрд. рублей. В результате их реализации планируется создать около 8 тысяч новых рабочих мест, а ежегодный бюджетный эффект по областному бюджету составит ориентировочно 736 млн. рублей.
 
Важное место в документе отводится повышению эффективности государственного и муниципального управления, качеству предоставляемых услуг и росту качества управления муниципальными финансами. Документом предусмотрено, что к 2016 году более 90% всех бюджетных расходов области будет осуществляться на основе проектных или программно-целевых принципов деятельности.
Анатолий Букреев особо отметил, что в Программе подробно прописаны механизмы ее реализации, центром которых является План мероприятий, содержащий объемы финансирования и результаты выполнения. Кроме того, предусматривается, что контроль за ходом реализации Плана мероприятий и Программы в целом будет осуществлять департамент экономического развития. Анализ же оценки эффективности мероприятий станут проводить в тесном сотрудничестве с экспертным сообществом, Общественной палатой и ТПП Воронежской области.
 
По оценке экспертов, документ сыграет важную роль в дальнейшем развитии области и заслуживает безусловной поддержки. В частности,председатель комитета Воронежской областной Думы по бюджету, налогам и финансам Александр Вериковский подчеркнул, что проект Программы получил высокую оценку на заседании комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в котором приняли участие представители всех фракций политических партий. По мнению координатора региональных экспертных групп по подготовке предложений по проблемам социально-экономической стратегии России и актуализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года, профессора, заведующего кафедрой экономики и управления организациями ВГУ Юрия Трещевского, документ отличается основательностью, системностью, в нем четко сформулированы все цели и задачи, с точки зрения исполнения он вполне реалистичен. В свою очередь председатель комиссии по экономическому развитию и инновационной политике Общественной палаты Воронежской области, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и основ управления ВГУ Владимир Эйтингон, назвал представленный проект важным элементом стратегического планирования, заслуживающим положительной оценки. Он также особо выделил предложения по проведению мониторинга реализации Программы.
 
Подводя итоги обсуждению, Алексей Гордеев подчеркнул, что при стратегическом планировании необходимо увязать региональный и муниципальный уровни и отметил, что местным органам власти потребуется серьезная помощь в разработке грамотных документов. Оценивая проект Программы, губернатор также заметил, что этот документ является не только элементом стратегического планирования.
«Программа – это не просто труд департамента экономического развития и ученых, я воспринимаю это как ваши обязательства, – сказал Алексей Гордеев, обращаясь к присутствующим в зале руководителям структурных подразделений правительства. – Тут записаны показатели, за которые вы, дорогие коллеги, будете отвечать».
 
Глава региона подчеркнул, что реализация Программы должна основываться не только на плане мероприятий, хотя и такие документы нужны.
«Из этого сводного документа должны вытекать, основываясь на указанных в нем показателях, все целевые региональные программы.
 
Целевые программы – ресурсные, детально прописанные по срокам и ответственным лицам – и есть главные инструменты реализации Программы. И по ним должен вестись еще более детальный мониторинг. Только при выполнении целевых программ, увязанных с ресурсами, мы можем добиваться тех или иных результатов и соответственных показателей», – отметил Алексей Гордеев. Губернатор предложил одобрить проект закона и направить его на рассмотрение в областную Думу, а председателю Облдумы Владимиру Ключникову взять прохождение этих документов под личный контроль.
 
«Эти документы надо рассмотреть оперативно, с учетом того, что мы реально готовы выполнить Указ Президента от 7 мая. Они станут
основой для принятия решения на федеральном уровне о выделении области финансовых ресурсов или включении региона в софинансирование тех или иных федеральных программ», – резюмировал губернатор.
Ссылка для блогов