В Госдуме рассматривают, как повысить эффективность целевого обучения
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержал инициативы Правительства РФ по совершенствованию регламентации приема в вузы студентов-целевиков. Законопроектом предлагается заменить понятие «целевой приём» на понятие «приём на целевое обучение», что более точно отразит новые подходы российской системы образования к созданию эффективного механизма обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадрами. В чем же разница между этими понятиями?
Дело в том, что сегодня в каждом вузе примерно 10% от всех бюджетных мест отданы под так называемый целевой прием – то есть, определенное количество бюджетных мест резервируется под нужды органов власти, госкорпораций и крупных предприятий, которые заключают договор с вузом на подготовку специалистов. И, к сожалению, места «целевиков» зачастую становятся способом получить высшее образование не лучшим, а «нужным» выпускникам школ. Такие студенты по окончанию вуза не несут никакой ответственности за то, что не работают по специальности, не возвращаются работать в свои районы и т.д.
Теперь же Министерство образования и науки РФ предлагает право формирования квот на «целевиков» передать от вузов в ведение правительства страны (а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления), где и будут составляться перечень кандидатов на целевое обучение, исходя из экономических реалий. То есть, приоритетное внимание на проблемы обеспечения потребности в кадрах будет уделяться тем регионам, где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда.
Еще одно новшество: в договоре целевого обучения, который работодатель будет заключать со студентами, должен устанавливаться срок трудовой деятельности выпускника, размер штрафа за неисполнение договора. Штраф предусматривается в размере стопроцентной оплаты обучения. Таким образом, будет установлена ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого были израсходованы на обучение гражданина.
Наконец, в законопроекте предлагается существенно расширить список заказчиков целевого обучения – если сейчас заказчиками могут быть федеральные государственные органы, государственные органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления и юридические лица, то авторы законопроекта предлагают включить в это число и индивидуальных предпринимателей. Данный шаг, по мнению Минобрнауки, должен стимулировать конкурентную борьбу за выпускников вузов.
«Безусловно, данный законопроект — это шаг вперед для нашей высшей школы, и его надо поддержать, - отметил депутат Госдумы от Воронежской области, член фракции «Единая Россия» Андрей Марков. – В первую очередь, законопроект примечателен введением ответственности, обязательности молодого специалиста-целевика отработать затраты на свое обучение. Также можно только приветствовать шаги, направленные на стимулирование сотрудничества бизнес-структур с вузами. Но я полагаю, что окончательно это нас не избавляет от тех проблем, которые были в прежней системе. Подбор целевика заказчиком все равно остается неконкурентным, значит, оставляет место для всякого рода неформальных договоренностей, для «блата».
По мнению парламентария, такая процедура тоже была открытой: например, правительство Воронежской области объявляло бы конкурс среди всех желающих на заключение договора целевого обучения по тем специальностям, которые требуются. Допустим, требуется специалист для ветеринарной службы в одном из районов области. Орган власти публикует открытую информацию, принимает заявки от желающих и с лучшим из них заключает договор. То же самое и для юристов, экономистов, программистов и всех других специалистов.
«Если говорить об идеальной модели, то мы должны создать такую систему образования, при которой работодатели сами будут приходить в вузы в поисках наиболее талантливых и способных студентов и заключать с ними договоры о последующей работе. Ведь если честно, заключая целевой договор с выпускником школы мы совсем не знаем, сможет ли он стать тем специалистом, который нам нужен»,- резюмировал Марков.