В «Единой России» обсудили вопросы, касающиеся строительной политики
В обсуждении вопросов приняли участие депутаты Воронежской областной Думы от «Единой России» Александр Трубецкой, Андрей Гришин, Дмитрий Лукинов, Сергей Талдыкин.
К участию в дискуссии на тему «Обеспечение строительной отрасли Воронежской области профессиональными кадрами: вызовы и решения» были приглашены заместитель председателя Правительства Воронежской области Константин Кузнецов, министр архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков, заместитель министра образования Воронежской области Денис Плотников, руководитель инспекции государственного строительного надзора Воронежской области Сергей Болгов, замначальника отдела планирования и реализации программ капстроительства и ремонта министерства строительства Воронежской области Денис Логинов, исполняющий обязанности заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству Дмитрий Гладких, представители строительной отрасли и образовательных организаций.
Открывая заседание, Александр Трубецкой отметил актуальность намеченной для обсуждения темы.
«Строительный комплекс Воронежской области, несмотря на санкции, сложности с поставками, перенаправление логистических потоков, показывает достаточно хорошие результаты работы. Однако узким местом в отрасли, как нашего региона, так и в целом в Российской Федерации, остается нехватка квалифицированных кадров, начиная от рабочих профессий до инженеров. При этом важна последовательность подготовки кадров, начиная от среднего профессионального образования до высшего образования и дополнительного профессионального образования», – подчеркнул парламентарий.
Он предложил обсудить с различных точек зрения направления решения стоящих перед строительной отраслью задач в сфере подготовки профессиональных кадров.
Сначала перед участниками рабочей встречи выступил замминистра образования региона Денис Плотников. Он проинформировал парламентариев о подготовке кадров для строительной сферы в учреждениях среднего профессионального образования Воронежской области, формах взаимодействия образовательных организаций и предприятий строительной отрасли. Докладчик рассказал, что в настоящий момент в регионе подготовку кадров для строительной сферы ведут 12 техникумов и колледжей, из которых пять расположены в муниципальных районах Воронежской области и восемь – в Воронеже. Обучение осуществляется по 14 направлениям подготовки, что позволяет обеспечить специалистами со средним профессиональным образованием более чем 20 профессий и специальностей. Среднее количество обучающихся по данным специальностям в Воронежской области – более 2200 человек.
На сегодняшний день самой распространённой формой взаимодействия остается организация практики студентов на предприятии отрасли. В реестре организаций строительной сферы, которые предоставляют места практики студентам на основании договоров, около 50 предприятий. Есть также иные примеры взаимодействия образовательной организации и представителей строительной отрасли. Например, привлечение работников предприятий в качестве экспертов на профессиональных конкурсах и на демонстрационных экзаменах с последующим трудоустройством выпускников.
При этом системная работа предполагает усиление именно взаимодействия с работодателями не только на этапе практико-ориентированного обучения, но и на этапе прогнозирования кадров.
Тема подготовки кадров под конкретный запрос работодателей сегодня является приоритетной. На сегодняшний день отсутствует универсальный механизм подобного расчета, поэтому совместной задачей должна стать выработка механизма, работа которого будет удовлетворять все заинтересованные стороны.
Здесь есть ряд возможностей, в том числе через федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры для обеспечения конкретной отрасли и конкретных предприятий кадрами с необходимыми компетенциями.
В строительной отрасли региона, отметил докладчик, пока нет практики по участию в данном федеральном проекте, поэтому он предложил объединить усилия для участия в 2024 году в заявочной конкурсной кампании по получению грантов на создание кластера в сфере строительства.
Константин Кузнецов отметил, что помимо кадрового голода с рабочими и инженерными профессиями в строительной отрасли, трудности существуют и в более творческой, архитектурной сфере. Это, в том числе, связано с подходами в образовании. Он также отметил положительный опыт белорусских коллег, которым, удалось не только сохранить советскую школу градостроительства, но и существенно модернизировать ее достижения, и призвал использовать его в регионе.
В свою очередь Андрей Еренков подчеркнул, что структура градостроительных задач претерпела значительные изменения за последние десять лет, и эти изменения привели к расширению круга профессиональных задач специалиста в области архитектуры и градостроительства. По его словам, ключевыми вызовами отрасли являются недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики и научными и образовательными организациями, не полное соответствие профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства. Велик, по словам министра, так называемый «поколенческий разрыв» между архитекторами и проектировщиками советской эпохи, которые уже все реже привлекаются для решения каких-то задач, и специалистами более молодыми, но не имеющими высоких профессиональных компетенций. Также фиксируется отток наиболее способных и талантливых воронежских специалистов в области архитектуры и градостроительства в крупные мегаполисы.
При этом у молодых специалистов-выпускников вузов наблюдаются завышенные зарплатные ожидания при отсутствии опыта работы, недостаточных знаний и практических навыков.
По словам выступающего, необходимо обратить более пристальное внимание на развитие программ и форм дополнительного профессионального образования, расширение знаний и навыков за счет различных мероприятий, в том числе обучающих семинаров, конкурсов, практики в реально действующих организациях, и других инициатив, которые позволят будущему специалисту уже при выпуске обладать не только теоретическим, но и практическим багажом.
О необходимости более тесного соединения обучающей и практической составляющих также говорил председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин, чья организация много лет участвует в совершенствовании подготовки специалистов в строительных вузах, средних специальных учреждениях, в повышении квалификации специалистов, занятых в строительном комплексе, а также проводит ежегодные конкурсы профессионального мастерства.
Он подчеркнул, что ключевыми задачами являются приведение профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов в соответствие с запросами строительной отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений образования следом за стремительно развивающимися технологиями, модернизация учебных планов. От строительных организаций, в свою очередь, требуется углубление сотрудничества с образовательными заведениями, подготовка наставников, и здесь в регионе есть ряд эффективных форматов сотрудничества, которые могут быть масштабированы.
Свои предложения по совершенствованию кадрового потенциала в строительной отрасли высказали представители образовательных организаций. Так, ректор ВГТУ Дмитрий Проскурин среди потенциальных вариантов решения кадровых вопросов назвал формирование системы целевого приема, создание системы наставничества для школьников, студентов и молодых специалистов на предприятиях строительной отрасли, в том числе путем привлечения выпускников вуза. Также он указал на необходимость формирования региональной программы поддержки молодых специалистов, вовлечения в научную работу университета представителей работодателей, проведение экономической оценки внедрения инноваций, разработку региональной программы широкой поддержки студентов через научные и инженерные гранты в области строительства.
Об организационной модели взаимодействия между образовательной организацией и предприятиями строительного комплекса участников заседания проинформировал директор Воронежского техникума строительных технологий Павел Чепрасов. Слово было также предоставлено директору Воронежского профессионально-педагогического колледжа Светлане Демченко.
Затем своими мыслями по теме заседания поделились представители отраслевых организаций. В рамках дискуссии участники практически единодушно высказались о необходимости формирования управленческого кадрового резерва, повышения престижности строительных профессий, создания стимулирующих условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность в сфере строительства, совершенствование системы привлечения трудовых мигрантов для компенсации дефицита кадров в отрасли.
Подводя итоги рабочей встречи, Александр Трубецкой предложил в ближайшее время всем заинтересованным участникам заседания сформировать конкретные предложения по вопросам, выдвинутым в ходе дискуссии для более детального рассмотрения и систематизации перспективных наработок.